ДЖОРДАНВИЛЛЬ: 4 мая 2006 г.

Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр ответил на
вопросы редакции сайта "Православия.ру"

1. Что для Вас, всю жизнь прожившему за рубежами Отечества, значит Россия?

Я воспитывался в церковной среде, в которой слово «Россия» всегда означало очень многое. С одной стороны, «Россия» - конкретное географическое пространство, которое поминается в ежедневных богослужениях Русской Зарубежной Церкви, в которых чада Зарубежной Церкви называют Россию своим Отечеством: « О страждущей стране нашей Российстей и о православных людях ея, во Отечестве и в разсеянии сущия...» С другой стороны, для церковного сознания «Россия» означает гораздо больше географического пространства: это – устремленность ко Христу молящейся Русской Церкви, где бы она ни находилась. Как говорил митрополит Анастасий: « То, что мы называем нашим Отечеством, - это прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, - нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей» . Слава Богу, за последние годы мы находим эту духовную атмосферу, общаясь с церковной Россией, посещая ее святыни, но и видя ее трудности и борьбу в современных условиях. Эта борьба – наша борьба, т.к. в основном пастырская задача в Отечестве и в рассеянии – одна: спасение душ человеческих.

2. Вы несколько раз побывали в России, посещали монастыри и храмы. Что для Вас стало самым важным открытием, что порадовало в этих посещениях и что вызвало неприятие, огорчение?

Радует, что Церковь в России имеет возможность выходить к людям, совершать апостольское хождение в народ. Священники служат и в больницах, и в местах заключения, и в школах, принося всем свет Евангелия Христова. Весьма отрадно видеть и то, что возрождается монашеская жизнь, издательская деятельность, воссоздаются древние святыни, разрушенные безбожниками. Почитание мучеников, пострадавших в ХХ веке, все возрастает, и люди стремятся к духовной жизни.

Конечно, путь к полному возрождению веры и Церкви в России весьма тернист и мы видели, что это связано с большими затруднениями и сложностями. В частности, проблемы и последствия советского времени дают себя знать, но, слава Богу, трудами духовенства и церковных людей оные постепенно преодолеваются. По моему мнению, главная задача, которая стоит перед пастырями в России сегодня – это просвещение и воцерковление русского народа. Это подчеркивалось и Священноначалием Русской Церкви. Людям необходимо помогать вникать в суть духовно-нравственного значения православных догматов, в смысл церковных таинств, богослужения и активной церковной жизни, чтобы они не только внешне участвовали в таинственно-благодатной жизни Церкви, но и внутренне, чтобы они осмысленно стояли в храме и получали от богослужения духовную пользу. Но для этого, как пишет святитель Григорий Богослов, «нужно самому просветиться, а потом просвещать», т.е. священники должны постоянно работать над собой, над своим самообразованием, читать Святых Отцов и Учителей Церкви. Нужно просвещаться молитвой и чтением Священного Писания, через которые мы встречаемся с Богом и развиваем личные отношения с Ним. Если священники будут создавать в себе определенную внутреннюю жизнь, не оставлять молитву, со смирением нести свой пастырский крест и стараться с любовью и снисхождением относиться к людям, то это станет наилучшей проповедью православия.

3. Мы знаем о Вашем духовном монашеском пути. Расскажите пожалуйста хотя бы немного, о монашеской жизни в Зарубежной церкви сегодня.

Господу содействующу, в русском рассеянии мы имеем много монастырей и монашеских общин. За последние 5-10 лет наши монастыри пополняются молодыми насельниками и насельницами; так, Гефсиманская обитель на Святой Земле уже не может вместить всех, желающих подвизаться в ее стенах, приходится отказывать просительницам. В Германии же совсем недавно, под руководством Архиепископа Марка, открылась и процветает женская обитель, за последние полгода утроившая количество своих молодых насельниц. Создаются новые монастыри в Америке и Австралии. Радостно наблюдать, что и в материалистически-настроенной инославной среде, стремление к духовной жизни не угасает, находятся среди молодежи и ищущие монашеского подвига.

4.  Мы с нетерпением, как и все в России, ждем решений Всезарубежного и Архиерейского Соборов. Если все сложится благополучно, как будет протекать в новых условиях жизнь епархий и приходов РПЦЗ?

Русская Зарубежная Церковь будет продолжать жить так, как она жила до сих пор. Наш Архиерейский Собор будет продолжать руководить жизнью Церкви, назначать архиереев на кафедры, а наши правящие архиереи будут определять настоятелей приходов. Правовое положение структур Русской Зарубежной Церкви обусловлено законодательством стран пребывания нашей Церкви. Церковное имущество тоже регулируется законодательством тех стран, где несет свое служение Русская Зарубежная Церковь. Посему, мы не ожидаем никаких особых перемен в этих областях. Даст Бог, если на предстоящих Церковных Соборах решатся все вопросы, препятствующие полноте общения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, то мы признаем друг друга , как единую Поместную Русскую Православную Церковь. При этом Русская Зарубежная Церковь сохранит свой автономный, т.е. самоуправляемый статус. Словом, формой нашего общения с Московским Патриархатом станет: – одна Чаша, но два церковно-административных управления.

Наша Церковь – это плоть от плоти русского народа. Она объединяет русских православных верующих, оказавшихся за пределами России. Она сохраняет их в отеческой вере, приводит их ко Христу, оказывает им духовную поддержку, помогает им воспитывать своих детей и внуков в святорусском духе. В церковной жизни, в домашней жизни русских церковных семейств и в наших прицерковных школах за границей мы стараемся прививать любовь к вере, Русской Церкви и нашей Исторической Родине, а при возможности не только передать, но и приумножить. Слава Богу, нам удалось и посеять семена среди окружающего нас инославного мира, которые возрасли, принося плоды, являясь свидетельством истины православия.

Мы намерены, с Божией помощью, продолжать в том же духе.

5. В России часто бывают с паломническими поездками епископы, клирики и миряне РПЦЗ. С очень многими из них у православных России сложились самые теплые, братские и дружеские отношения. Конечно, очень больно, и для них и для нас, когда на Божественной Литургии Ваши епископы и священники не причащаются с нами от одной чаши. Надеемся, что это печальное явление скоро будет в прошлом. Что же касается мирян, то кого-то Ваши священники благословляют причащаться, кого-то нет. Есть ли разрешение Синода причащаться в храмах Московской Патриархии для мирян? Об этом спрашивают очень многие.

Благодатность таинств в церквах в России не ставится под вопрос Русской Зарубежной Церковью, равно как и Московский Патриархат признает таинства, совершаемые священнослужителями Русской Зарубежной Церкви. Касательно же совместного причащения и сослужения, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в данном вопросе всегда придерживалась позиции священномученика Кирилла, митрополита Казанского: таинства признаются, но от совместного причащения следует уклоняться пока нет единомыслия. Иными словами, единая чаша возможна, когда мы можем сказать, что мы «единомыслием исповемы». Святитель Кирилл потому благословлял простым мирянам, далеким от забот священноначалия о церковном устройстве, причащаться в храмах юрисдикции митрополита Сергия: совесть этих мирян не смущалась ответственностью за церковное управление, они с чистой совестью участвовали в таинстве. Сегодня мы стоим на пороге того единомыслия, которое, даст Бог, единую чашу сделает возможной не только для паствы, но и для пастырей всей Русской Церкви.

6. Какие Ваши любимые святоотеческие авторы? Каково значение святых отцев сегодня? Что из святоотеческой литературы Вы бы могли посоветовать новоначальным?

Я как то не думал над тем, которые из святых отцов – мои любимые. Из древних отцов назову святителя Афанасия Великого: в его творениях такая яркая любовь ко Христу, которая впервые произвела на меня сильное впечатление,   когда я был еще молодым монахом. Среди ежедневной суеты достаточно взять и прочитать страничку-две «О воплощении Слова» святителя Афанасия, чтобы сосредоточиться. Также писания святителя Василия Великого – его писания и письма, в которых он выражает заботу о чистоте веры и мире церковном. И писания святителя Григория Богослова, и также святителя Иоанна Златоуста. Из святых отцов нашего времени назову святителя Игнатия Брянчанинова, глубокого учителя покаяния, смирения и терпения; и святителя Феофана Затворника, учителя молитвы: мы воспитывались на творениях этих русских отцов, они необходимы каждому современному монаху. Почему нам необходимы Святые Отцы? Отцы жили подлинной церковной жизнью и свидетельствовали о ней. Мы желаем приобщиться этой жизни. Это невозможно от себя, без наставников. Они – наши наставники. Новоначальным я бы посоветовал прочитать «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея, да и опытным в духовной жизни полезно периодически перечитывать эту книгу. Это – азбука духовной жизни. Второе – жития святых. Кто читает жития святых и при этом молится им – тот зажигается желанием подражать им и приобретает помощь их молитв. Хорошо читать «Мою жизнь во Христе» святого Иоанна Кронштадтского.

7. Вы общаетесь с молодыми священниками, студентами. Какими Вы видите современных молодых христиан? На что, по Вашему, им необходимо обратить особое внимание в духовной, да и в повседневной жизни? Отличается чем-либо нынешнее поколение христианской молодежи от Вашего поколения?

Среди нашей паствы молодежь встречается разная. Встречаются молодые верующие, которые сами пришли к Церкви в сознательном возрасте, у которых родители были неверующими или неправославными. Встречается и молодежь из православных семейств – это обычно дети старых эмигрантов. У первых, – которые сами пришли к вере, – заметно искреннее стремление к благочестию, к уставной, так сказать, « правильности» во всем. При всех положительных сторонах такого настроения, оно иногда впадает в ошибки по неопытности: в поспешные суждения, где-то наскоро вычитанные, в ревность «не по разуму». Надо предостерегать такую молодежь – не торопись, присмотрись внимательно к той традиции, к тому опыту, который Церковь накопила прежде, чем ты в нее вошел. Не торопись, поучись. Детей же православных родителей надо предостерегать от незаметной теплохладности, от привычки к святыне, от некоторой самоуверенности в своем Православии. Небрежность часто сопровождает такое благочестие, которое привито с детства родителями (т.е. извне), и освоено несколько автоматически, но не внутреннне, сердцем. В отличие от нынешнего поколения мое поколение пережило мировую войну и скитания по всему свету, и чувствовало руку Божию, милость Божию, можно сказать, на каждом шагу. Несомненно, что нынешней молодежи труднее укреплять свою веру и помнить о вечности. Тем не менее, Господь нас не оставляет, а призывает к духовной жизни, к общению с Ним, к работе над собой именно в этих условиях.

8. Советы, которые Вам пригодились в жизни, и те советы, которые Вы сейчас можете дать студентам духовных семинарий, молодым людям.

Осуждение ближнего – наша общая болезнь. Как с ней бороться? Преподобный Ефрем Сирин дает хороший совет в своих творениях. Сей святой отец говорит, что Господь при сотворении каждого человека вкладывает в его сердце все Свое Царство. И вот, главная наша цель – сходить в глубины нашего сердца и найти это сокровище. Если мы со всем усердием займемся самоуглублением, то мы увидим множество внутренних ран, т.е. собственных грехов и страстей. Мы познаем самих себя и станем совершенно иначе относиться к Богу и образу Его, отражающемуся в наших ближних. Мы, чувствуя боль от своих согрешений и страстей, почувствуем и нужду в Спасителе, в Великом и Верховном Враче, Который в силах нас исцелить и изменить. Мы перестанем осуждать наших ближних и начнем с сочувствием относиться к ним, долготерпя их согрешениям, недостаткам и слабостям. А это означает, что мы уже нашли этот клад. Поразмыслить над этим, позаботиться об этом призываю всех наших русских православных молодых людей.

9. Главная истина, убеждение, к которому Вы пришли за прожитые годы.

Все – и доброе и страшное – является даром Божиим. Так мы должны относиться ко всему, что происходит в нашей жизни. Все необходимо принимать как бы от доброй, любящей руки Божией, которая нас направляет ко благу, к подлинному счастью, к вечной жизни. Иногда Господь посылает нас туда, где темно и страшно, чтобы принести Его Свет, чтобы быть Его присутствием. Мы не должны бояться испытаний. Господь – наш Отец Небесный, наш Лучший Друг. Он нас никогда не оставит, всегда заботится о нас, Сам работает за нас и ведет нас за руку по тяжелому пути жизни, который при нашем активном стремлении к Богу ведет к обновлению. Поэтому, мы должны не только верить в Бога, но и доверять Ему, примиряться с Его волей, отдаваться ей полностью. И тогда, и только тогда, мы стяжем этот мирный дух, о котором говорил преподобный Серафим Саровский.

10. Можно ли сформулировать главные проблемы, стоящие сегодня перед Зарубежной Церковью, перед Русской Церковью в Отечестве, перед Россией?

После попущенного Господом лихолетия ХХ века, перед всей Русской Церковью и перед церковной Россией стоит задача – выйти из испытаний нашей недавней истории с пользой для нас и для всей Церкви. Испытание Русской Церкви – как под ударами богоборческого режима, так и в условиях неизвестной доселе церковным канонам диаспоре – явил всей Православной Церкви новый опыт, новое свидетельство о Христе. Наша задача – вынести правильные уроки из испытаний ХХ века, чтобы о современной Русской Церкви можно было сказать словами Апостола Иакова: « Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» .


Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
© 2018 Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна: "Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей" webmaster@russianorthodoxchurch.ws
Э-адрес для информации: info@russianorthodoxchurch.ws