МОСКВА: 30 сентября 2008 г.
Москва: О конференции «Русское Зарубежье: музыка и Православие»
С 17 по 19 сентября 2008 года в Москве, в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» состоялась первая международная научная конференция на тему «Русское Зарубежье: музыка и Православие». Это событие было посвящено музыкантам русских диаспор, для которых православный храм на чужбине стал центром духовной жизни.
Участников и гостей ожидало своего рода путешествие на забытый и неизведанный архипелаг художественной культуры. Острова этого архипелага были разбросаны по всему миру, но везде на них была слышна русская речь, горели очаги русской культуры, тянулись к небесам главы русских православных храмов.
«За рубежом Церковь была свободна, и ее музыкальная культура могла развиваться во всей полноте», – такими словами открыл конференцию директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» В. А. Москвин, за выступлением которого последовало оглашение приветствий. Они поступили от митрополита Сиднейского и Новозеландского Илариона; от председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла; от епископа Сурожского Елисея. В приветственных словах подчеркивалось объединительное и миссионерское значение церковного пения, говорилось о его особой роли в Русском Зарубежье. «Оказавшись на чужбине, наши соотечественники смогли сохранить свой самобытный уклад жизни, стержнем которого было богослужение. Благодаря этому, русская духовная музыка в Зарубежье не только сохранялась, но и развивалась, открывая перед инославным миром величие и красоту Святого Православия» (митрополит Кирилл).
На конференции было заслушано 28 докладов, авторы которых представляли Белоруссию, Великобританию, Канаду, Россию, Сербию, США, Францию. Многие докладчики являлись сотрудниками и аспирантами архивно-библиотечных, научных, педагогических и церковных учреждений — Академии музыки им. Гнесиных, Государственного института искусствознания, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Московской консерватории, Синодальной библиотеки Московского Патриархата, университетов Глазго и Мериленда, Церковно-певческой комиссии при архиерейском Синоде РПЦЗ и др. Некоторые выступающие пребывают в священном сане, многие являются регентами, чтецами и прихожанами русских храмов.
На конференции встретились исследователи, осваивающие Русское Зарубежье на основе письменных источников, и представители диаспор, посвятившие практической церковно-музыкальной деятельности долгие годы. В их числе – протоиерей Михаил Фортунатто из Шатель-Монтань (Франция), Андрей Тарасьев из Белграда, Владимир Красовский из Сан-Франциско, протоиерей Андрей Папков из Чикаго, Иван Дробот из Парижа. В семьях русских церковных музыкантов выросли исследователи эмиграции Алексей Арсеньев из Нови Сада (Сербия) и Мона Финли из Дарлингтон-Пойнта (Австралия).
Конференция собрала энтузиастов и единомышленников, и стала первым международным праздником, посвященным искусству русской православной эмиграции.
***
В фокусе большинства докладов находились процессы, происходившие в Русском Зарубежье в период «первой» и «второй» волн русской эмиграции XX века. Речь шла об исполнительских коллективах, композиторах, регентах, певцах, ученых, издателях. Особенно остро звучал вопрос: как сохраняли и развивали дореволюционные традиции музыканты, мечтавшие о тех временах, когда богоборческая власть на их родине падет и русское музыкальное наследие, преумноженное их трудами, послужит освобожденной России?
Ряд выступлений носил мемуарный характер. Эти сообщения не только воспринимались с большим интересом, но и оказали сильное эмоциональное воздействие на слушателей.
В задачи конференции входили обмен информаций и опытом, консолидация научных сил и приобщение к исследованиям молодежи. Но, быть может, еще более важной виделась идея сохранения эмигрантского наследия, исчезающего буквально на глазах. Вместе с тем, именно оно в какой-то мере способно дать ключ к пониманию многих процессов, проиходивших в художественной культуре и духовной жизни русской эмиграции.
Доклады сопровождались показом архивных фотографий, кинохроник и звукозаписей музыкальных произведений. Конференция обогатила присутствовавших интеллектуально и духовно – ведь многие их тех людей, о которых шла речь, были великими подвижниками-бессеребренниками, беззаветно служившими родной церкви и русскому искусству.
***
Программа конференции включала шесть тематических сессий.
В первую из них – «Париж. Лондон» (17 сентября) – были включены доклады Ивана Дробота, Николая Спасского (Париж) и Марины Рахмановой (Москва), посвященные известным парижским церковным музыкантам Е. И. Евцу, П. В. Спасскому и М. Е. Ковалевскому. Истории и музыкально-литургической практике собора Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне было уделено внимание в сообщениях Михаила Сарни (Лондон) и Натальи Балуевой (Кострома). Протоиерей Михаил Фортунатто, долгие десятилетия возглавлявший хор этого храма, поделился своими мыслями о том, как церковно-музыкальная эмиграция развивала русские дореволюционные традиции.
Вторую секцию – «США. Бразилия» (17 сентября) – открыл доклад протоиерея Андрея Папкова, сделавшего очерк истории богослужебного пения в контексте церковной истории. Наталья Зеленская (Мериленд) сосредоточила внимание на идеях церковных композиторов Б. М. Ледковского, А. А. Свана и И. А. Колчина; Ольга Янум (Минск) рассказала о Ледковском как последователе главы Нового направления в церковной музыке А. Д. Кастальского. Владимир Красовский также посвятил свой доклад теме преемственности традиций и остановил внимание на деятельности русских регентов Западного побережья США, многие из которых прибыли в Калифорнию из Китая. Ирина Дынникова (Москва) избрала предметом сообщения певческие традиции старообрядцев-часовенных Бразилии.
18 сентября в рамках сессии «Светские музыканты русских православных диаспор Зарубежья» прозвучали доклады, повященные Н. Н. и А. Н. Черепниным (Людмила Корабельникова, Москва), А. Т. Гречанинову (Елена Сигейкина, Москва), А. А. Свану и М. В. Бражникову (Наталья Рамазанова, Петербург), И. Ф. Стравинскому (Стюарт Кэмпбелл, Глазго). В центре доклада Надежды Мосусовой (Белград) стояла история исполнения православных опер Мусоргского и Римского-Корсакова в Европе русскими певцами-эмигрантами. Завершил сессию документальный фильм о семье московских благотворителей Ляминых и композиторе И. С. Лямине, показ которого предварило сообщение Марины Рахмановой.
Во время четвертой сессии – «Сербия. Чехословакия. Германия» (18 сентября) – выступили приехавшие из Сербии Андрей Тарасьев и Алексей Арсеньев, которые сделали доклады об истории русского церковного пения в Белграде и провинциальных городах Сербии в 1920—1970-е годы. Наталья Мелешкова (Москва) подняла проблему национальной идентичности русских в пражской диаспоре.
Вторая половина четвертой сессии была посвящена Германии: в нее были включены доклады Марины Ледковской (Фрипорт, США) и протоиерея Бориса Даниленко (Москва), главным героем которых являлся историк русского церковного пения И. А. Гарднер. В докладе М. В. Ледковской, который был зачитан в отсутствие автора, воспоминания о Гарднере были вписаны в контекст истории его взаимоотношений со священником Павлом Хёкке, его матушкой В. К. Хёкке и Б. М. Ледковским. Екатерина Садикова (Москва) избрала темой доклада историю русского богослужебного пения в Германии.
Пятая сессия конференции была посвящена теме «Донской казачий хор Сергея Жарова: традиции и их развитие» (19 сентября). Интерес к этому легендарному коллективу в России возрос в связи с передачей в недавнее время части архива хора в Музей музыкальной культуры им. Глинки и Библиотеку-фонд «Русское Зарубежье». Открыли сессию доклады Натальи Данченковой (Москва) «Сергей Жаров: феномен народности» и Алексея Рудневского (Москва) «Регент Сергей Жаров: некоторые особенности исполнительской манеры». О судьбах «жаровцев» в Австралии рассказала Мона Финли – дочь участника Хора донских казаков Тихона Аскоченского. Об опыте собирания архивных материалов этого коллектива сообщил протоиерей Андрей Дьяконов (Петербург).
Завершила конференцию сессия «Издание и исполнение русской духовной музыки на Западе» (19 сентября), в которой прозвучали три доклада. Владимир Колупаев сделал сообщение о публикации русских музыкально-литургических книг за пределами России. Доклад Михаила Данилевского из Сан-Франциско, зачитанный В. Красовским, был посвящен пению в Организациях русских юных разведчиков за рубежом. Завершил сессию Дэнис Брирли (Оттава), рассказавший о русских камерных мужских хорах, выступавших в Западной Европе в 1930—1940-е годы.
***
Конференцию сопровождала подготовленная нами совместно с сотрудником Музея музыкальной культуры им. Глинки А. А. Наумовым выставка «Русское православное музыкальное Зарубежье».
На одном из ее разделов была представлена экспозиция фотографий православных музыкантов и хоровых коллективов, хранящихся в архивах различных учреждений и частных лиц. Выставка дала возможность познакомиться с редкими изображениями как знаменитых русских музыкантов, так и известных главным образом внутри диаспор церковных композиторов, регентов и музыкальных ученых. На ней были представлены фотографии С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, Ф. И. Шаляпина, Н. П. Афонского, С. А. Жарова, Н. Ф. Кострюкова, Н. Гедды, И. А. Гарднера, И. Т. Горохова, о. Анатолия Древинга, В. А. Древинга, Е. И. Евца, отца и сына Н. Н. Кедровых, М. Е. Ковалевского, И. А. Колчина, А. И. Красностовского, Б. М. и А. Б. Ледковских, Д. П. Орлова, М. М. Осоргина, В. С. Лукши, И. С. Лямина, П. Ф. Распопова, П. В. Спасского, С. В. Савицкого, А. А. Свана, К. Н. Шведова, М. А. Шуляковского и др.
Другую часть выставки составляли материалы, привезенные участниками конференции, а также присланные из разных стран. Раздел, посвященный Б. М. и А. Б. Ледковским, был сформирован из материалов, поступивших от М. В. Ледковской; материалы А. А. Свана были с свое время переданы вдовой ученого Дж. Грюн Сван; материалы И. С. Лямина и фотопортрет М. Е. Ковалевского поступили от сына композитора И. И. Лямина; материалы П. В. Спасского поступили от его сына Н. П. Спасского, материалы о Е. И. Евце поступили от И. Г. Дробота, материалы о русской православной эмиграции в Сербии поступили от А. Б. Арсеньева, материалы о русской православной музыкальной эмиграции в Китае и Австралии – от А. А. Давыдовой, Н. В. Лебедева и М. Финли, материалы о. Николая Веглайса – от его дочери М. Н. Альвы, ноты мужского хора «Капелла» – от Р. С. Цытовича и др.
На выставке также были представлены современные издания (книги, ноты, диски), связанные с темой конференции. Некоторые из них вышли в свет незадолго до ее начала. В числе новинок – поступивший на выставку от М. В. Ледковской аудиодиск, который является переизданием выпущенной в Нью-Йорке в 1965 году пластинки с записью хора Синодального собора Знамения Божией Матери в Нью-Йорке под управлением Б. М. Ледковского. Благодаря новому его изданию наши современники никонец-то смогут оценить мастерство Ледковского как дирижера.
В канун конференции вышла в свет очередная книга серии «Русская духовная музыка в документах и материалах», которая в 2008 году отмечает свой 10-летний юбилей. Новый 6-й том том, который озаглавлен «С. В. Смоленский и его корреспонденты», подготовлен М. П. Рахмановой при участии А. А. Наумова
К конференции был приурочен выпуск двух нотных сборников музыкального издательства «Живоносный источник». Первый из них – «П. Г. Чесноков. Духовные произведения для смешанного хора a cappella. Шесть песнопений из ранее не изданных рукописей»; второе издание – «А. Д. Кастальский. Избранные песнопения Божественной литургии и архиерейского служения». В состав сборников вошли сочинения, созданные известными церковными композиторами после 1917 года. В канун конференции вышел в свет 6-й диск серии «Песнопения русского Зарубежья», напетый мужским хором Подворья Троице-Сергиевой лавры под управлением Владимира Горбика.
***
Конференции сопутствовали богослужения, концерты, экскурсии, презентации новых изданий.
Так, вечером 17 сентября участников конференции ждал концерт архиерейского мужского хора Духосошественского кафедрального собора Саратова под управлением Александра Занорина, который они посетили благодаря любезному приглашению епископа Саратовского и Вольского Лонгина, присутствовавшего на докладах первого дня.
Заметным событием конференции 18 сентября стал доклад протоиерея Андрея Папкова о его отце – художнике и иконописце Русского Зарубежья Н. А. Папкове, который также сопровождался небольшой выставкой работ.
Н. А. Папков родился 11/24 января 1906 года в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии и окончил свои дни 17 мая 1994 года в США. До настоящего времени он был известен главным образом благодаря его иконе Новомучеников и Исповедников Российских с клеймами, а также портрету св. архиепископа Иоанна Шанхайского. Подавляющая часть наследия Н. А. Папкова оставалась в тени. Сообщение отца Андрея Папкова сопровождалось компьютерной презентацией: был представлен цикл маслом 1943 года «Каунасские этюды», карандашные зарисовки военных лет, рисунки серии «Петербургский альбом» (1947 года), цикл «Шестая печать», образцы иконописи и храмовой росписи. (Находясь в США, Н.А. Папков осуществил росписи храма Преподобного Серафима Саровского при женском Ново-Дивеевском монастыре, храма Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке и храма Преподобного Сергия Радонежского при «Толстовской ферме» (северная, южная и западная стены)). Рассказ о. Андрея Папкова произвел очень сильное впечатление на собравшихся. Творчество этого художника и иконописца стало в России открытием.
Вечером 18 сентября в рамках конференции состоялось представление вновь вышедшего художественного альбома «Сказки Шаляпина», о котором рассказали директор издательства МФ «Поколение» Владимир Пронин и заместитель директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Ирина Медведева. Последняя также сделала сообщение о роли наследников Федора Шаляпина в создании в Москве шаляпинского Дома-музея, которому в этом году исполняется 20 лет. В заключение была показана любительская кинолента 1929 года, запечатлевшая Федора Шаляпина и его сына Бориса в кругу семьи Сергея Рахманинова.
***
В заключительный день конференции, 19 сентября, представитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) А. А. Подмазо передал ноты мужского хора «Капелла» различным архивам, библиотекам, издательствам и учебным заведениям.
Хор «Капелла» был создан в США в 1940-м году. Свыше полувека коллектив, численность которого в лучшие времена достигала 46-ти человек, вел широкую концертную деятельность и ставил целью сохранение русского хорового наследия. В его репертуар входила церковная музыка, народные песни, сочинения композиторов-классиков и др. В разные годы хором управляли Николай Афонский, Дмитрий Орлов, Борис и Александр Ледковские, Михаил Милошев, Марина Дорогова, Георгий Маргитич и другие. Помимо оригинальных сочинений для мужского хорового состава, авторами которых являлись П. Г. Чесноков, Н. Н. Черепнин, А. Т. Гречанинов, хор пел обработки, выполненные регентами хора «Капелла», а также Сергеем Жаровым, Николаем Щегловым (в эмиграции Миколой Куликовичем) и др.
Ноты поступили в Москву из США от бывшего менеджера и участника хора «Капелла» Р. С. Цытовича, который сам является сыном регента. Стараясь сохранить хотя бы часть нотной библиотеки исторического хорового коллектива, в настоящее время прекратившего существование, Ростислав Семенович распорядился передать несколько ящиков с нотами 1960—1980-х годов в Москву, в Музей музыкальной культуры им. Глинки и в мужской Сретенский монастырь. Однако дубликатов оказалось так много, что появилась возможность составить из них нотные сборники, которые были переданы Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Синодальной библиотеке Московского Патриархата, Библиотеке-фонду «Русское Зарубежье», Московской и Петербургской консерваториям, Академии музыкального искусства им. Гнесиных, Академии хорового искусства, Санкт-Петербургской певческой капелле, Свято-Сергиевскому подворью в Париже и др.
Благодаря Марине Альва, живущей в Калифорнии, в Музее музыкальной культуры им. Глинки и в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» появятся теперь и комплекты церковных нот, выпущенных после Второй мировой войны в США ее отцом, протоиереем Николаем Веглайсом.
Конференцию завершило выступление московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского, который исполнил произведения композиторов Русского Зарубежья. Были включены и обработки из репертуара хора «Капелла».
20 сентября участники конференции посетили могилы регента Московского Синодального хора Н. М. Данилина, великого архидиакона К. В. Розова и духовного композитора П. Г. Чеснокова на Ваганьковском кладбище. На могиле Данилина, 130-летие со дня рождения которого исполняется в этом году, протоиереем Андреем Папковым была отслужена панихида. Во время нее пела группа певчих хора «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского, к которым присоединился протоиерей Михаил Фортунатто.
21 сентября на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве за богослужением хор Подворья под управлением Владимира Горбика исполнил сочинения русских композиторов-эмигрантов. После Литургии состоялась экскурсия по подворью и панихида по почившим на чужбине православным музыкантам, художникам и зодчим.
***
В заключение хотелось бы добавить, что в настоящее время по материалам конференции составляется сборник, публикацию которого взяло на себя издательство «Русский путь» в Москве.
Следующую же международную конференцию «Русское Зарубежье: музыка и Православие» было решено провести через три—четыре года: далеко не все темы были исчерпаны первой конференцией, далеко не все исследователи осуществили свое намерение принять в ней участие. За этот период накопится новый материал, будут созданы новые работы.
В промежутке между «большими» конференциями возможны региональные события, так или иначе связанные с общей темой. Например, обсуждается идея конференции-выставки «Русский церковно-певческий Париж» на парижском Свято-Сергиевском подворье. Еще одна форма поддержания «очага», который был зажжен в минувшие дни в Москве – отдельные семинары в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье». Обозначилась и тема ближайшего из них: жизнь и деятельность дирижера Евгения Евца.
Во время конференции в Москве протоиерей Михаил Фортунатто признался, что ждал этого события 65 лет. Действительно, в прежние годы трудно было мечтать о симпозиуме по русской эмиграции, который бы собрал представителей разных стран и континентов. Нескольким поколениям русских людей так и не удалось дожить до наступления таких времен. Тем большая ответственность лежит на нас, взявших на себя смелость изучения наследия русской эмиграции и представления ее достижений современному обществу.
Научный организатор конференции,
Светлана Зверева (Глазго—Москва)
|