|
Вот уже в четвертый раз собрался православный студенческий форум «Вера и дело», прошедший по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 22 мая в общественном комплексе «Кремль в Измайлово». Форум был организован Комиссией по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы и Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы. Открывая работу форума, председатель Комиссии по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий (Пунин) сказал: «Мы собрались на форум поделиться своими мыслями, впечатлениями, показать свои способности, заявить, как писал апостол Павел, что вера без дел мертва. Русь называется святой не по количеству храмов и монастырей, а именно по той внутренней духовной составляющей, которая была заложена много веков назад на берегах Днепра князем Владимиром. Важно объединиться вокруг веры наших отцов, дедов и прадедов и воссоздать ту святую Русь… Мы вместе являемся силой, великой силой». От балов до каратэ Вопросов для обсуждения на форуме было предложено множество. Одни темы дискуссий затрагивали конкретные и актуальные проблемы: как организовать молодежную работу на приходе, как собрать команду для работы в своем вузе, как создать и сохранить семью, как осуществить свои миссионерские и социальные проекты. Другие темы увязывались с философским и богословским контекстом: можно ли стать апостолом в ХХI веке, что значит быть патриотом, как изучить и полюбить православное богослужение. Наконец, третий тематический блок занимал, можно сказать, особое место, поскольку был впервые представлен в таком формате на нынешнем форуме. Прибывшая к нам делегация Русской Православной Церкви Заграницей, включавшая молодых людей из Восточно-Американской и Западно-Американской епархий, а также из Германской епархии, обсуждала вопрос: легко ли быть православным на Западе? А на секции «Слово Божие в мире тишины», собравшей православную слабослышащую молодежь из разных регионов России, рассматривались проблемы миссии среди глухих и слабослышащих. Кстати, участники форума показали: яркими формами миссионерского служения молодежи могут быть, например, и такие, на первый взгляд непривычные, как выступления православного театра кукол «Миссия» и православного клуба поэзии и авторской песни «Вот тебе моя рука!», представленные Миссионерским духовно-просветительским центром во имя святого князя Вячеслава Чешского. Этот кукольный театр проводит свои спектакли не только в детских учреждениях, но и в больницах и тюрьмах, на улицах и площадях – везде, где можно поставить ширму и где есть зритель. И в Измайловском кремле артисты-кукольники освоились быстро, развернув ширму в уютном зале «Чай и пряники». На секции, посвященной актуальным вопросам православного молодежного движения, был поставлен вопрос ребром: что же такое по существу это движение сегодня – «тусовка» или деятельность? Разговор был жарким, представители различных православных организаций говорили о своих делах, делились сокровенными мыслями. «Собралось много активных ребят, представлены интересные проекты; остается совместить эти планы с реальной действительностью – и нашей стране обеспечено богатое православное будущее, – прокомментировал работу секции один из ее ведущих священник Павел Островский. – Что же касается ”тусовки”, то не следует забывать, что это тоже деятельность, и для большинства ребят немаловажная: в православном кругу общения они знакомятся, проясняют для себя различные вопросы, создают православные семьи… Ну, а если у человека проявляется дар к активным действиям, то у нас в стране, слава Богу, есть возможности для его реализации». Подтверждением этих слов стал рассказ одного из участников секции – молодого программиста Артема Михмеля, члена объединения православной молодежи г. Зеленограда «Колокол», что существует при храме святителя Николая Мирликийского уже десять лет (руководитель – диакон Михаил Ильин). В объединение входят школьники, студенты, рабочая молодежь – прихожане зеленоградских храмов. Они возрождают в городе многие традиции, связанные с православными праздниками, помогают в устройстве церковной жизни, создают видеотеку фильмов о православном Зеленограде, собирают средства на строительство нового храма, в том числе через благотворительные ярмарки, все товары для которых они делают своими руками. «Колокол» опекает воспитанников детского интерната (есть даже общая футбольная команда, участвующая в московских турнирах «Кубок Димитрия Донского») и младшую группу социального приюта «Крюково». Каждое лето зеленоградцы отправляются пешком на поклонение святым местам в Сергиев Посад, Звенигород, под Волоколамск, Истру. А еще они основали Семейный клуб: за годы существования «Колокола» здесь нашли друг друга и создали семью 11 пар, среди которых уже есть и несколько многодетных. «Сейчас при ряде монастырей и храмов России уже действуют молодежные организации, и число их растет, – говорит Артем. – Есть крупные объединения, куда приходит молодежь из разных приходов; их деятельность многогранна и структурирована. А есть приходские организации, объединяющие молодых прихожан только одного храма, и их уклад соотнесен с укладом жизни прихода. У тех и других – свой опыт, свои традиции, познакомиться с которыми весьма полезно». А формы молодежной работы при храме, обсуждавшиеся на одной из секций, могут быть самыми неожиданными. Так, Наталия Данилова рассказала о работе руководимой ею студии исторического и современного бального танца «Танец весны», которая действует при московском храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке (настоятель – протоиерей Димитрий Смирнов). И рассказ ее вызвал оживленный интерес присутствующих. В самом деле, разве не чудесно оказаться в наше время на самом настоящем балу, скользить по паркету залы в полонезе или кружиться в вальсе среди девушек в бальных платьях и галантных кавалеров?! Ведь православные встречи могут проходить и в столь романтической обстановке. «Наши балы – как малые фестивали; это доброжелательная, искренняя атмосфера, возможность пообщаться, реализовать свои таланты, – поясняет Наталия. – Мы готовим также концерты православной молодежи, ездим к ветеранам, в детские интернаты…» А работа молодежного объединения «Дружина великомученика Георгия Победоносца», что при московском храме великомученика Георгия Победоносца в Коптево (руководит «Дружиной» староста храма В.В. Куликов, духовник – настоятель храма протоиерей Сергий Дикий), организована по другим направлениям. Главных – четыре: туристическое (почти все члены «Дружины» входят в Братство православных следопытов, занимаются организацией и проведением палаточных лагерей, походов, краеведческих поездок); спортивное (включающее клуб восточных единоборств, секции женской самообороны, каратэ, армейского рукопашного боя); военно-патриотическое направление представлено клубом «ВДВ», где под руководством отставных офицеров ВДВ занимаются ребята от 10 до 18 лет, а также Морским центром спасателей, экологов и пожарных; в православном дискуссионном клубе молодые люди за чашкой чая обсуждают волнующие их проблемы. Что старше: наши храмы или Америка? О секции, где работала делегация Русской Православной Церкви Заграницей, во главе с заместителем председателя Синодального молодежного отдела РПЦЗ протоиереем Андреем Соммером, стоит рассказать особо. Гостей интересовало все, что происходит в нашей православной молодежной среде, а россиян – как зарубежные сверстники сохраняют православную веру, русскую культуру и русский язык. Ведь, как отметил отец Андрей, в эпоху бурного развития массовых коммуникаций и информационных технологий особенно важно сберечь православные традиции, передать их новым поколениям. «Мы стараемся, чтобы каждый с раннего детства участвовал в церковной жизни, занимался определенным делом, – уточнил он. – Конечно, у нас нет таких возможностей, как в России, где множество храмов, где издается разнообразная православная литература, где созданы благоприятные условия для воцерковления молодежи. И к вам мы приезжаем, чтобы напитаться этим православным духом, а уезжая домой, увозим с собой частичку святой Руси. К сожалению, по ряду причин мы не смогли взять в эту поездку всех желающих, а ребята так хотят хотя бы раз побывать в России – к нам приходят просьбы даже из далекой Австралии! И именно потому, что мы бережно храним православные корни, к РПЦЗ проявляют интерес и крестятся не только потомки русских, но и коренные американцы, о чем говорит пример одной из присутствующих здесь девушек – Кейт Страут». «Мой отец, – рассказала Кейт, – обратился в Православие из методистов и затем стал священником в РПЦЗ. Он начинал служить в маленьком храме, где на клиросе пели только мы с сестрой, так что поначалу ему приходилось часто выходить из алтаря, чтобы подсказать нам, что петь. Кстати, здание храма преподобномученицы великой княгини Елисаветы, где собирается сейчас наш приход, пришлось всем сообща выкупать. Вдохновляющим событием для членов нашей общины, да и для простых американцев, живущих в нашем городе, явилось принесение чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Это происходило дважды, последний раз – в декабре 2009 года. Но среди прихожан нашего храма нет моих сверстников. И это для меня было большой проблемой. Так что можете представить, какой радостью наполнилась моя душа, когда я впервые приняла участие в лагере православной молодежи. Там я обрела много новых православных друзей, с которыми мы продолжаем общаться. Православные молодежные лагеря в США – это не только помощь в общении, но и форма миссионерской работы. Помню, как однажды приехал молодой человек со своей подругой, которая сомневалась, становиться ли ей православной. И вот после нескольких недель пребывания в лагере, общения со своими православными сверстниками, бесед со священниками она приняла окончательное решение и крестилась. Еще одна форма нашей миссии – это литературный кружок, где мы обсуждаем на разных языках – английском, сербском, русском – великих русских писателей. И уже есть пример, когда один человек, посещавший наш кружок, принял Православие. А вот в России меня поразило то, что здесь есть храмы, которые старше всей истории США! Спасибо за это живое прикосновение к истории святой Руси!» 22-летний Андрей Муравьев, один из членов делегации РПЦЗ (он живет в штате Нью-Джерси, в г. Вашингтон-Тауншип; недавно получил диплом инженера-кораблестроителя) на главный вопрос секции «Легко ли быть православным на Западе?» после недолгого раздумья ответил на хорошем русском языке: «И да, и нет. С одной стороны, никто не запрещает быть православным, а с другой – мы находимся в чуждой культурной среде, испытываем сильный пресс американской культуры, и в этих условиях сохранить православную веру весьма непросто. Для нас, молодых людей, выросших в Америке и в других западных странах, особое значение имеет общение с друзьями, у которых та же вера, те же культурные и исторические корни. Конечно, у нас есть хорошие друзья и среди американцев, с которыми мы вместе учимся или работаем, но самые дорогие нашему сердцу люди – это русские. Наши приходы – вторые семьи. Мы ездим в соседние храмы на престольные праздники, наши молодые люди очень активны в церковной жизни: алтарничают, поют на клиросе, участвуют в работе православных молодежных съездов, вместе ездят в паломничества. Многие приходы организуют ”русские школы”, где учатся дети начиная с раннего возраста и до 18 лет. Там изучается православное вероучение, церковная и русская история, церковное и народное пение. Когда я учился в такой школе, то часто жаловался, что после трудной пятидневки приходится и по субботам рано вставать, так что не удается отоспаться, но позже осознал, какое бесценное значение имеют такие школы как для нашего воцерковления, так и для сохранения русской культуры». Василий Писаревский
|
|