|
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Праздников праздник и торжество из торжеств наступило для нас, собратья-архипастыри, досточтимые отцы, возлюбленные о Господе братия и сестры! Воскресение Христово все мы встречаем с великой радостью и не скрываем своих чувств: «веселимся божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен»! О, чудная и благословенная ночь! Всерадостная ночь для всякого христианина! Воскресший Христос в эту ночь «мироносицам плачь преложил». И нам преложит! И нам эта светоносная ночь вещает восстание. И сейчас эта «провозвестница ночь» обновляет нас до глубин нашей души. И дает несомненную надежду, что и наши усопшие, и мы воскреснем в последний день мира, чтобы «Пасху праздновать вечную в невечернем дни Царствия Христова». Воскресение Христово является центральным пунктом вероучения Православной Церкви. Вся сущность Христова учения тесно вяжется с воскресением и без этого факта теряет свое значение. Поэтому неудивительно, что нам приходится встречать самые сильные препятствия именно в этом вопросе. Начало такого противодействия мы видим еще в древности, когда, например, речь о воскресении апостола Павла в ученом афинском ареопаге была встречена с большой иронией. Пока он говорил о Боге и Его свойствах, о творении и спасении от греха, афиняне слушали Павла. Но как только он заговорил о воскресении, его перебили словами: «об этом мы послушаем тебя в другой раз» (Деян. XVII, 32). Посему, крепко, всем сердцем будем веровать воскресению и углубляться в учение Церкви, чтобы всегда быть готовыми «дать отчет о нашем уповании» (1Пет. III, 15). Будем стараться своей жизнью насаждать эту истину и, таким образом, воодушевлять других на служение Богу и людям. Пусть в наших приходах и монастырях увидят подлинных последователей Христа Воскресшего, которые сияют Его красотой и святостью, Его торжеством над злом. Пусть наши священнослужители, монашествующие, прихожане и богомольцы станут живой и убедительной проповедью христианства, чтобы утвердить людей в вере. Только это поможет нашим ближним увидеть, почувствовать и понять, что Воскресение Христово есть начало нашего общего воскресения, что оно есть переход в ту область, где нет печали и воздыхания, где идеал самой полной человеческой жизни, невечерний день и нескончаемая радость. Молитвенно желаю всем обновиться радостью о Воскресшем Господе и утвердиться в крепкой вере, надежде и любви к Богу и ближним! Пусть обновят наши силы и празднуемые в нынешнем году знаменательные даты: пятилетия восстановления единства внутри Русской Православной Церкви, двухсотлетия победы России над Наполеоном и блаженной кончины митрополита Платона (Левшина), великого иерарха Отечественной Церкви, много сделавшего для возрождения в ней духовного просвещения. Празднование в этом году пятилетия подписания Акта о каноническом общении должно заставить нас сделать анализ пройденного пути и наметить планы на укрепление братских связей, доброго сотрудничества, взаимодействия и единства, продолжая строить церковное служение Богу и людям на основе нашего общего святорусского наследия. Это празднование должно напомнить нам о том, что мы должны бережно относиться к единству на всех уровнях нашей жизни и деятельности, воздерживаясь от привнесения своих страстей в церковную жизнь, словом и делом стремясь к созиданию среди нас «единства духа в союзе мира» (Еф. IV, 3). Пусть это празднование воодушевит нас на активную умиротворяющую работу в Церкви как с теми, с которыми мы имеем общение, так и с теми, с которыми ожидаем и надеемся на радость общения и единства! Размышляя о двухсотлетии победы в Отечественной войне, то невольно вспоминается тот факт, что в 1812 г., перед Бородинским сражением, список с Курско-Коренной иконы, прославившийся чудотворениями, был послан к генералу-фельдмаршалу Михаилу Иларионовичу Кутузову в действующую армию. Эта связь с главной святыней русского зарубежья обязывает нас к тому, чтобы мы молитвенно отметили это событие и лишний раз заинтересовались своей богатейшей историей. Нашествие Наполеона глубоко потрясло столпа Русской Церкви того времени, а именно митрополита Московского и Коломенского Платона, этого «второго Златоуста» и «московского апостола», великого педагога, проповедника и писателя, воспитавшего целый ряд талантливых священнослужителей, среди которых был и святитель Филарет (Дроздов). Да помогут нам жизнь, труды и сочинения Платоновы вдуматься в эту неповторимую личность, погрузиться в учение Православной Церкви, насладиться «пиром веры» и «богатством благости Господа» (из Пасхального слова Златоуста), памятуя, что воскресение Христово есть жизнь наша и наша вечная радость! С пасхальной радостью о Христе Воскресшем, + ИЛАРИОН,
|
|