|
В субботу, 12 октября, в день 20-летия обретения нетленных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, многолюдно, торжественно и с большим духовным подъемом прошли празднества, посвященные 60-летию Серафимовского прихода в Си-Клифе (Нью-Йорк). К торжествам в церковь, с 2012 года являющуюся храмом-памятником восстановлению единства внутри Русской Православной Церкви, была принесена Курско-Коренная икона Божией Матери. Божественную литургию в этот день возглавил благополучно вернувшийся со Святой Земли митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, в сослужении настоятеля храма-памятника, представителей Поместных Православных Церквей, сотрудников канцелярии Архиерейского Синода в священном сане, клириков Знаменского Синодального собора и сонма духовенства Восточно-Американской епархии. При умовении рук Его Высокопреосвященство возложил орари на многолетних алтарников Серафимовской церкви П.П. Волкова и А.И. Макарова. На малом входе Высокопреосвященнейший Владыка высоко оценил деятельность клирика храма-памятника протодиакона Евгения Каллаура, возложив на него камилавку. Ликующе пел церковно-приходской хор под управлением Н.М. Миро. На запричастном стихе проповедь на тему праздника произнес протоиерей Ярослав Беликов, настоятель Иоанно-Шанхайского прихода в Бостоне, в частности, сказавший следующее: «Сегодня исполняется 20 лет со дня обретения мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. После вскрытия саркофага и железного гроба, весьма проржавевшего, мощи святого были найдены нетленными. Однако большая часть облачения от времени потеряла цвет, во многих местах истлела, стала порошком. Приход святителя Иоанна в западном пригороде Бостона, Фрамингаме, получил маленькие частицы от подсаккосника и от мантии, в которых наш небесный покровитель был похоронен, и которые были обретены 20 лет назад – они находятся в стоящем перед нами киоте по сторонам иконы. Сама икона имеет частицу мощей святого. Когда мощи были обретены нетленными, было заказано новое архиерейское облачение, в которое мощи святителя были облечены накануне торжественного прославления владыки Иоанна. Господь сподобил меня быть свидетелем многих чудес, происшедших у раки иерарха. 25 октября 2011, года я еще был клириком кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», я участвовал в переоблачении мощей. Высокопреосвященный архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, зная, что я направляюсь на служение в недавно основанный приход около Бостона, посвященный нашему святому, благословил меня взять подсаккосник, в котором покровитель нашего прихода был прославлен в 1994 году. Стараниями наших прихожан был сооружен этот киот: в середине мы видим икону святителя Иоанна с частицей его мощей; по сторонам от иконы – частицы архиерейской мантии и подсаккосника, в которых он был похоронен в 1966 году, и в середине в нижней части иконы – подсаккосник, в котором он был прославлен. Хочу добавить, что уже произошло несколько чудес, по молитвам святителя Иоанна перед этим киотом: неожиданно разрешилось пару иммиграционных дел, пару судебных процесса, несколько исцелений больных. Также интересно, что прихожанка, которая помогала складывать подсаккосник и обшить бархатом фон нашего киота много лет страдала болью в правой руке; после работы с облачением святого – боль в руке прошла. Не случайно в нашем ХХ I веке больше всего новых православных храмов во всем мире посвящаются святителю Иоанну, Шанхайскому и Сан Францисскому чудотворцу. Владыка Иоанн являлся образцом воплощения христианских добродетелей, мы скажем даже «классических» христианских добродетелей. Несмотря на всевозможные отвлечения и препятствия в духовной жизни, которыми наш век искушает христиан, святитель Иоанн и постился, как древние подвижники, и молился подолгу, и кормил голодающих, когда самому нечего было есть, и устраивал приюты для сирот. Но в то же самое время святитель Иоанн показал нам, как по-христиански решать задачи, поставленные ХХ веком, нелегким и совершенно непохожим во многих отношениях на предыдущие века. Мировая война, революция, эмиграция, еще одна мировая война, снова переселение, судебные процессы… И во всех этих случаях мы видим прекрасные поучительные случаи, где на живом примере владыка Иоанн показал нам, как христианин должен себя вести. Нередко у нас создается впечатление, что Христианство это – религия для слабых. Всегда надо смиряться, всегда надо прощать врагов, всегда надо уступать, отдавать ближнему последнее. Понятие будто Христианство религия для слабых, которое часто в неправильном контексте преподносится нам врагами Христа, рисует только одну сторону учения Спасителя. Христианство – религия для сильных духом, и призывает укреплять душу человека. Чтобы смиряться и чтобы прощать нашим врагам нужно большое мужество и огромная сила духа! Не должны мы забывать, что Божественный наш Учитель призывает нас твердо стоять за истину, силой противостоять злу, особенно когда оно направлено против наших близких, против Церкви, против Родины. Чтобы помогать ближнему, не только надо ждать, пока нуждающийся протянет нам свою руку. Святитель Иоанн в этом показал нам прекрасный пример: он не ждал, чтобы сирота приходил бы в приют, а он с одной стороны устраивал приюты и активно искал средства для его содержания, а с другой стороны Владыка искал сирот в самых разных окраинах Шанхая. И это во время японской оккупации! Я хочу остановиться на другой, небывалой никогда деятельности: легальной иммиграции. Во время китайской «культурной революции», всех европейцев выселяли из Китая. Многих русских насильно или обманом вывезли в СССР; участь этих людей была в лучшем случае печальной. Некоторые проскочили в США и в Австралию, но вдруг закрыли въезд в Америку, и русским некуда было деваться. Филиппинское правительство согласилось принять желающих, и несколько тысяч беженцев, не зная климатических и бытовых условий, в которых им придется жить, были поселены на необитаемом острове Тубабао. Необитаемым был остров потому, что ежегодно тайфуны угрожали региону, и с разрушительной силой сметали все на своем пути. Русские поселились там летом 1949 года с надеждой вскоре получить визы в США. Но американское иммиграционное законодательство ужесточало законы, и русские были обречены на неизвестное будущее на необитаемом острове. Владыка Иоанн успокаивал изгнанников молитвой и верой в Бога. Святитель писал письма президентам и правительствам многих стран северной и южной Америки, умоляя принять обездоленных, но ничего не помогало. Владыка не опустил в смирении руки, а мужественно отправился в Вашингтон, и в столице стал посещать многих сенаторов и конгрессменов, уговаривая переменить законодательство таким образом, чтобы выходцы из Китая могли выйти из своего ужасного положения. В Великую Среду 1950 года, после 15 часов непрерывной дискуссии, переработанный закон прошел через голосование в Сенате, и судьба русских беженцев была решена. Здесь я хочу подчеркнуть, что святитель действовал мужественно: никакого прощения врагам, никакого смирения, никаких уступок, а как раз наоборот – наступление, натиск – ибо это было его архипастырское служение ближнему. Из этого случая я хочу обратить ваше внимание на три момента. Владыка Иоанн подал пример, как в изменившемся мире мы находим новые области для проявления христианских добродетелей, и не следует избегать новых условий жизни и цивилизации, а следует пользоваться ими для служения Богу и ближним. Кроме того, святой Иоанн показал нам, как в рамках закона можно и скорее даже нужно неутомимо и с дерзновением служить ближнему, мужественно встать в защиту обездоленного, помогать нуждающемуся. Наконец, помимо святителя Иоанна, мы не знаем ни одного святого, который успешно занимался иммиграционными делами, и, когда такие случаи касаются нас или наших близких, мы молитвенно обращаемся к небесному заступничеству нашего чудотворца. Аминь». В конце богослужения были совершены краткий благодарственный молебен и освящение новых уникальных фресок, посвященных подписанию в Москве в мае 2007 года Акта о каноническом общении и истории Русской Зарубежной Церкви. Перед целованием креста были провозглашены уставные многолетствия, а также и «Вечная память» Святейшему Патриарху Алексию II , митрополиту Лавру, настоятельствовавшим в Серафимовской церкви епископу Митрофану (Зноско-Боровскому) и протоиерею Даниилу Думскому, ее почившим создателям, благотворителям, благоукрасителям, прихожанам и богомольцам. Затем Его Высокопреосвященство поздравил настоятеля, клир и прихожан с 60-летием Серафимовского прихода, пожелав им благословенных успехов в их служении Богу и русским православным людям, проживающим на Лонг-Айленде. В ответном слове настоятель храма протоиерей Серафим Ган сказал: «Ваше Высокопреосвященство, с добрым сердцем благодарю Вас за сегодняшнее Ваше архипастырское предстояние престолу Серафимовского храма-памятника, за ту молитву, которую Вы вознесли в «сей нареченный и святый день» празднования 60-летия нашего прихода, за освящение новых фресок, которые прославляют событие восстановления единства внутри Русской Православной Церкви и историю нашей Русской Зарубежной Церкви. Мы, дорогие братья и сестры, отмечаем знаменательные даты не ради знаменательных дат, а для того, чтобы вспомнить о том, откуда мы, чтобы смиренно вознести благодарную молитву к Богу за то, что посеянные нашими предшественниками семена возрасли и принесли плоды. И в этой благодарственной молитве к Богу, в молитве за усопших, в молитве о нашем настоящем и будущем, в приобщении Святых Христовых Таин, в совершении памяти и в самом праздновании мы должны искать обновления внутренних сил для дальнейшего несения своего служения на этом святом месте. Да будут преподобный Серафим и святитель Иоанн нашими ходатаями об обновлении всей нашей жизни и всех путей нашей деятельности. Об этом да будет и Ваша, Высокопреосвященнейший и дорогой Владыка, неумолкаемая архипастырская молитва». На добрую и молитвенную память о празднестве Его Высокопреосвященству была преподнесена икона. На торжественном приеме по случаю праздника Высокопреосвященнейший митрополит Иларион удостоил Александру Леонидовну Зезюлину, Анну Митрофановну Жохову, Ростислава Владимировича Полчанинова, Олега Геннадьевича Сампсидиса, Татьяну Борисовну Сперанскую и Тамару Милорадовну Жукову Синодального ордена Курско-Коренной иконы Божией Матери III степени, а Руководителя Старостата Серафимовской церкви протодиакона Павла и Анну Сергеевну Волковых, Екатерину Ильиничну Каллаур, чтеца Иоанна и Наталию Макаровых, Сергея Пантелеимоновича Жохова, Лидию Владимировну Красовскую, Илью Николаевича и Елену Игоревну Церахто, Елизавету Михайловну Михееву, Николая Михайловича и Марину Димитриевну Миро, Алексея Серафимовича и Марию Олеговну Слободских, Петра Иосифовича и Софию Андреевну Ярощуков, Александра Алексеевича и Ирину Георгиевну Квартировых, Феодора Георгиевича и Людмилу Ростиславовну Селинских, Геннадия Сергеевича Карасева, Тамару Павловну Жардецкую и Павла Александровича Жардецкого – особой благословенной грамоты от Председателя Архиерейского Синода. Владимиру Валерьевичу Сушко был вручен молитвослов с дарственной надписью от Высокопреосвященнейшего Владыки. С большим вниманием были выслушаны интересные выступления А.Л. Зезюлиной и А.С. Слободского, рассказавших об истории Серафимовского прихода и его настоящем дне. Коснувшись деятельности клира, А.С. Слободской преподнес Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви подготовленное протодиаконом Евгением Каллауром подарочное издание о богатой истории Серафимовского прихода, специально выпущенное к празднованию на русском и английском языках. С добрыми словами приветствия выступили протоиерей Леонид Кишковский (Православная Церковь в Америке), иерей Александр Анчутин и диакон Николай Костур, огласивший поздравление епископа Новограчаницкого Лонгина (Сербская Православная Церковь). За чаепитием Г.Ф. Селинским был показан видеоролик готовящегося фильма о Серафимовском храме-памятнике с весьма редкими кадрами служения в нем святителя и чудотворца Иоанна (Максимовича), Блаженнейшего митрополита Анастасия (Грибановского; + 1965 г.), архиепископа Аверкия (Таушева; + 1976 г.), иеродиакона Лавра (Шкурлы; + 2008 г.), ставшего впоследствии Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, и др. Интересно отметить тот факт, что, будучи иеромонахом, приснопамятный владыка Лавр принимал участие в великом освящении храма. Поздравив награжденных и выразив благодарность собравшемуся духовенству и всем потрудившимся, настоятель храма сказал: «Пользуясь возможностью, от души испрашиваю прощения за все изъяны в нашей церковно-приходской жизни, которую я призван направлять, за все, чем мы, увы, хромаем, за все требующее исправления и за все то, что остается несделанным... Но благодарю всех за снисходительное и доброе отношение ко мне, за то, что вы, несмотря на явные недостатки и слабости своего настоятеля, продолжаете с ревностью трудиться для своей приходской церкви и людей, которые ее посещают, для настоящего и будущего нашего прихода. После благодарственной молитвы Синодальный протодиакон Николай Мохов провозгласил всем награжденным многолетствие. Стоимость книги-альбома: 40 долл. (Твердый пер. 296 стр. Фотографии) Заказы следует направлять по адресу : St. Seraphim’s Russian Orthodox Church или по имэйлу: revsgan@hotmail.com
|
|