|
20 октября в здании Архиерейского Синода в Нью-Йорке прошел молодежный симпозиум «Новомученики российские: 100 лет революции и наше будущее». Организатор симпозиума – Молодежная ассоциация князя Владимира, отмечая две знаковые даты нынешнего года – 100-летие октябрьского переворота в России и 10-летие восстановления единства Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом - пригласила духовенство и ученых, чтобы обсудить их с молодежью и всеми, кому интересны эти животрепещущие вопросы. Профессор истории Университета Олбани (шт. Нью-Йорк) Надежда Киценко изначально задала верный тон встрече и дискуссии, обозначив тему своей лекции как связь новомучеников с нами, ныне живущими. Рассказывая о судьбах первого в российской истории новомученика – протоиерея Иоанна Кочурова, в чьем служении отмечен и американский период, адвоката митрополита Вениамина Петроградского (тоже претерпевшего мученическую кончину) Иоанна Ковшарова, мирян Юрия Новицкого и Татьяны Гримблит, которые жили обычной жизнью, как и их современники, и проявили в жестокое время чудеса милосердия, заботившиеся один – о неполноценных по здоровью детях, вторая – о духовенстве, в темнице заточенном, Надежда Борисовна показала на их примере, как во время власти большевиков, обернувшееся для страны «российским холокостом», миряне шли рядом с окормлявшими их пастырями и нуждающими, проявляя истинно христианское мужество и милосердие. Профессор Надежда Киценко продемонстрировала собравшимся нестандартный подход к написанию икон новомучеников, дав возможность аудитории сравнить иконы с изображениями новых мучеников нашего времени, в частности, мучеников Коптской Церкви. Влияет ли трагическая страница в истории русского государства и Русской Церкви на молодежь? И если влияет, то как? На первый вопрос молодежь отвечает утвердительно. А молодежи русского зарубежья эта страница известна с ранних лет. Прихожанка Иоанно-Предтеченского собора гор. Вашингтона (окр. Колумбия), которая сейчас живет и учится в Нью-Йорке (и активно участвует в работе молодежной ассоциации) Маша Хили о революции знала с детства. Сама она из православной семьи: мама русская, отец американец, предки иммигрировали из России во время революции. «Тема революции и новомучеников для меня не является новой, - говорит Маша. - Я участвовала в Организации юных разведчиков, с малых лет ездила в лагерь, где мы изучали историю русской революции. Так что мы здесь росли со знаниями о России, которая была до революции и изучали историю эмиграции». Исайя Трофименко родился в Нью-Йорке. Его родители приехали в США в 1980-х годах как политические беженцы, потому что хотели быть православными сами и воспитывать в православии своих детей. Исайя закончил Городской университет Нью-Йорка, где изучал музыку, и уже 10 лет поет в хоре Знаменского синодального собора. «Интересно, что для моих родителей вся эта информация была новой, потому что в СССР она была запрещена. А вот я не помню такого времени, когда бы не знал о революции, - рассказывает Исайя. - И русская дореволюционная культура – это моя культура, моя музыка. У нас в доме всегда было много литуратуры на эту тему, много альбомов о царской семье. Как и большинство новых русских православных иммигрантов, искавших убежища в Америке, родители заново изучали здесь русскую историю. И я в этом рос и мне хотелось бы поделиться этим опытом с той молодежью, которая сейчас живет в России и приезжает из России. Несмотря на то, что там сейчас можно найти любую лиуратуру, тем не менее, эта страница русской истории мало изучена». Молодежь считает важным проведение подобных симпозиумов и обсуждение насущных по сей день вопросов. «В России с началом перестройки произошло много положительных изменений, - считает Исайя. - Это открытые храмы и монастыри, массовое издание православной литературы, но в то же время есть тенденции, которые нас беспокоят. Много осталось советских названий городов и удиц, спустя 25 лет после развала СССР не решен вопрос с мавзолеем лидера революции. В русском обществе до сих пор не дана оценка октябрьской революции. Все это довольно странно. Общество по сей день продолжает вспоминать Советский Союз как великую страну». «Все знают, что случилось в 1917 году, но никто не торопится дать оценку событиям столетней давности и поставить точку», - соглашается с собеседником Маша Хили. - Хорошо, что у нас есть люди, которые изучают эту тему и могут обсуждать ее с нами, молодежью русского зарубежья». О значении новомучеников для русского зарубежья и памяти о них говорил епископ Манхэттенский Николай: «Новомученики российские – это часть нашей современной истории и они не могут не оказывать на нас влияния. Эпоха столетней давности идет с нами бок о бок. Епископ Тихон, который в России был избран Патриархом и стал исповедником, жил и работал почти рядом со зданием нашего Синода. В здании Синода трудился второй Первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский), бывший в России духовником великой княгини Елизаветы. Все они здесь, видят нас и молятся о нас». Клирик Николаевского Патриаршего собора игумен Никодим (Балясников) поблагодарил профессора Надежду Киценко за серьезные работы и подлинно христианский взгляд на историю Церкви. О. Никодим отметил, насколько хорошо на примере истории Церкви Христовой была проиллюстрирована преемственность поколений. «Именно в этом контексте революция 1917 года, большевистский переворот и все связанные с этим события, и история новых мучеников Церкви Русской представляются не как безнадежная трагедия, жертвами которой мы должны себя ощущать и влачить свое существование с осознанием угнетенных, обиженных людей, а осознавать себя людьми, которые принадлежат к этой истории, являются наследниками новых мучеников Церкви Русской, подлинными победителями, христанами, которые исполнили и исполняют свое служение здесь, на земле. В этом контексте события 1917-1918 годов и послелующих лет нужно рассматривать как удивительное явление промысла Божия, который вернул Русской Церкви ее чад как в отечестве, так и в рассеянии, которые сохранили и сохраняют родную культуру, язык, традиции, и, прежде всего, являются проповедниками Православия в странах, изначально не являющихся православными». О. Никодим раскрыл уникальность опыта служения Русской Церкви в Америке: «Не без Промысла Божия святитель Тихон, который служил здесь на протяжении многих лет и многого в Америке добился, стал Патриархом. Эта американская прививка дала ему возможность в первые, самые сложные дни советской власти сохранить Церковь, максимально оградить ее от еще больших потрясений и расколов, которые могли бы произойти. Его доступность, близость к людям сделали свое дело». В симпозиуме принял участие также историк Николай Николсон, чьи предки также приехали в США из России. Собравшиеся отметили важность совместных трудов на американской земле Русской Зарубежной Цервки и приходов Московского Патриархата. Как сказал о. Никодим: «Здесь мы осуществляем свое служение, не являясь государственной религией, никаким образом не поддерживаемой никакими государственными институтами. И это дает нам возможность заниматься сугубо нашими внутренними, духовными вопросами, которые стоят перед Церковью, не ассоциируясь с какими-либо общественными или государственными институтами, которые могли бы отвлечь нас от главной цели – проповеди о Христе и нашей жизни в Нем. А именно к этому призвана Церковь на земле». По окончании симпозиума состоялся вечер вопросов и ответов, после которого духовенство, ученые и молодежь еще долго обсуждали насущные вопросы российской истории и современности. Подготовила Марина Добровольская
|
|