В течение следующих дней Его Преосвященство рукоположил их во диаконы и священники.
В воскресенье, 26 января, архипастырь, совершая Божественную литургию в Христорождественском соборе, обратился к верующим со следующим словом:
«Поучение, произносимое на Божественной литургии, считается продолжением проповеди Евангелия в широком смысле, поэтому я обычно излагаю евангельское чтение или апостольское послание, в зависимости от обстоятельств. Сегодня я немного отойду от этой традиции и вместо проповеди о евангельских чтениях расскажу о последних событиях в жизни единоверческих общин Русской Зарубежной Церкви.
...Значение слова «Евангелие» — это радостная весть, или благая весть, так что в этом отношении у меня есть очень хорошая новость для всех старообрядцев в лоне Вселенской Церкви, что у нас есть люди с Аляски и Орегона, которые становятся частью нашей паствы.
Вчера я миропомазал отца Николу и отца Никиту. Отец Никола с Аляски вместе со своей матушкой, и отец Никита из Орегона, также со своей матушкой, были миропомазаны, и сегодня мы совершили чин посвящения отца Никиты во иподиаконы, а отца Николу во диаконы. Они оба были священниками в Белокриницком согласии. Однако мы не можем признать их, что называется, «в сущем сане».
Если мы посмотрим на их предыдущее рукоположение, оно может быть либо действительным, либо недействительным, либо, как я бы сказал, сомнительным. Если оно действительно, то все, что мы делаем, это подчеркиваем то, что было сделано ранее. Если оно недействительно, то, конечно, мы придаем ему действительность. А если оно сомнительно, то мы устраняем все сомнения, так что у нас не будет никаких сомнений в том, являются ли они каноническими священниками, и будут ли в наших приходах там (на Аляске и в Орегоне – ред.) иметь канонические таинства.
В старообрядчестве мы все занимаем строгую и непреклонную позицию по большинству вопросов, и, следовательно, здесь мы снова занимаем строгую позицию. Но это не следует неправильно истолковывать и не следует рассматривать как какое-либо «унижение», за неимением лучшего слова. Когда мы принимаем Святое Причастие, мы говорим: «Верую, Господи, и исповедую». Мы не говорим: «Думаю, Господи, и надеюсь».
...Мы действительно должны похвалить отца Николу и отца Никиту за их мужество в решении этой сложной проблемы. Конечно, они столкнутся с большими трудностями и антагонизмом у себя дома, как и те из вас, кто достаточно стар, чтобы помнить, как было здесь, когда вы пришли в общение с Православной Церковью, и здесь, может быть, это даже сложнее.
Конечно, мы всегда должны смотреть на вещи с положительной стороны и не осуждать, например, Белокриницкую иерархию. Мы действительно должны восхищаться героизмом тех, кто нашел или искал иерархию. Они действительно осознали важность наличия священства в жизни Церкви, и поэтому они действительно пошли на многое, чтобы получить себе иерархию.
К сожалению, они не проявили того же рвения к единству Церкви, и их иерархия была весьма сомнительной, и, конечно, не было единства, но теперь мы надеемся на большее единство, и поэтому мы действительно приветствуем наших братьев с Аляски и Орегона и других мест.
Во вторник мы завершим рукоположение отца Николая в сан священника, а затем отца Никиты в сан диакона, а в следующее воскресенье рукоположим отца Никиту в сан священника.
Итак, мы поздравляем и приветствуем вас, и пусть Бог поможет вам и защитит вас. Мы знаем, как это будет трудно, и я прошу всех молиться за них».